Официальный сайт - http://www.orkce.org
Телефон горячей линии ГБОУ школы № 23 по вопросам свободного добровольного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями):
- (812) 588 - 79 - 10 - Демидова Елена Александровна
Консультирование родителей по концептуальным, содержательным, организационным вопросам преподавания всех модулей курса ОРКСЭ - понедельник с 16.00 до 18.00 (ответственный - Демидова Елена Александровна)
Письмо Комитета по образованию от 05.03.2022 № 03-28-2726/22-0-0 «Об организации работы по выбору модулей ОРКСЭ».
Учебный курс
"Основы религиозных культур и светской этики"
(ОРКСЭ)
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Подготовительная работа начинается в третьем классе, для родителей организуется собрание, на котором доводится полная информация о всех модулях курса.
После ознакомления и обсуждения родители совместно с ребенком делают свой выбор в пользу одного из модулей курса: "Основы светской этики", "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы мировых религиозных культур".
Курс изучается в 4 классе.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур народов России;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской
культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Цель и задачи комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Программа серии родительских собраний, посвященных вопросам свободного, добровольного выбора родителями(законными представителями)
обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» на 2022 - 2023 год
№п\п |
Мероприятие |
Цель |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Ознакомительное родительское собрание |
Информирование родителей (законных представителей) обучающихся в 3-х классах о преподавании в 4х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса ОРКСЭ; Ознакомление с нормативной базов преподавания комплексного курса ОРКСЭ Анкетирование родителей с целью выяснения предварительного выбора родителей |
16/12/22 |
Демидова Е.А. (зам. директора по УВР) классные руководители - Калинина Л.Е. - Хохлова И.В. - Бадминова А.З. |
2 |
Основное родительское собрание |
1.Уточнении информации о преподавании в 4-х классах комплексного курса ОРКСЭ, ответы на вопросы родителей. 2.Повторное анкетирование родителей с целью выяснения предварительного выбора родителей |
Март 2023г. |
Демидова Е.А. (зам. директора по УВР) классные руководители - Калинина Л.Е. - Хохлова И.В. - Бадминова А.З. |
3 |
Уточняющее (дополнительное) родительское собрание |
1.Уточнении информации о преподавании в 4-х классах комплексного курса ОРКСЭ, ответы на вопросы родителей. 2.Сбор заявлений по окончательного выбору модуля комплексного курса ОРКСЭ |
Сентябрь 2023г. |
Демидова Е.А. (зам. директора по УВР) классные руководители - Калинина Л.Е. - Хохлова И.В. - Бадминова А.З. |
Творческие работы детей по курсу ОРКСЭ можно посмотреть здесь.
Поделиться с друзьями: