Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д 20 корп 4 литер Ф

8-812-588-79-10

ОРКСЭ

Официальный сайт -  http://www.orkce.org

Телефон горячей линии ГБОУ школы № 23 по вопросам свободного добровольного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями):

- (812) 588 - 79 - 10 - Демидова Елена Александровна

Консультирование родителей по концептуальным, содержательным, организационным вопросам преподавания всех модулей курса ОРКСЭ - понедельник с 16.00 до 18.00 (ответственный - Демидова Елена Александровна)

 

Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Письмо Комитета по образованию от 05.03.2022 № 03-28-2726/22-0-0 «Об организации работы по выбору модулей ОРКСЭ».

 

 

Учебный курс

"Основы религиозных  культур и светской этики"

(ОРКСЭ)

             Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации.              Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. 

             Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

              Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

              Подготовительная работа начинается в третьем классе, для родителей организуется собрание, на котором доводится полная информация о всех модулях курса.

              После ознакомления и обсуждения родители совместно с ребенком делают свой выбор в пользу одного из модулей курса: "Основы светской этики", "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы мировых религиозных культур".

 Курс изучается в 4 классе.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур народов России;

6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

 

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский

календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской

культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи

еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в

иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной

жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.

Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.

Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в

иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур народов России»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах

разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Цель и задачи комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

 Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка

мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Программа  серии родительских собраний, посвященных вопросам свободного, добровольного выбора родителями(законными представителями) 

обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса 

«Основы религиозных культур и светской этики» на 2024 - 2025 год

№п\п

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

1

Ознакомительное родительское собрание

Информирование родителей (законных представителей) обучающихся в 3-х классах о преподавании в 4х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса ОРКСЭ;

Ознакомление с нормативной базов преподавания комплексного курса ОРКСЭ

Анкетирование родителей с целью выяснения предварительного выбора родителей

декабрь

Демидова Е.А. (зам. директора по УВР)

классные руководители

 

2

Основное родительское собрание

1.Уточнении информации о преподавании в 4-х классах комплексного курса ОРКСЭ, ответы на вопросы родителей. 

2.Повторное анкетирование родителей с целью выяснения предварительного выбора родителей

февраль

Демидова Е.А. (зам. директора по УВР)

классные руководители

 

3

Уточняющее (дополнительное) родительское собрание

1.Уточнении информации о преподавании в 4-х классах комплексного курса ОРКСЭ, ответы на вопросы родителей. 

2.Сбор заявлений по окончательного выбору модуля комплексного курса ОРКСЭ

август

Демидова Е.А. (зам. директора по УВР)

классные руководители

 

Творческие работы детей по курсу ОРКСЭ можно посмотреть здесь.